Народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка.
Деревянная точёная фигурка девушки Матрёны в
сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской
и вызывает улыбку.
В 90-х годах прошлого века в Москву, в игрушечную
мастерскую А. Мамонтова «Детское воспитание» привезли из Японии фигурку
добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова
вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нём находилось
ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурка эта понравилась
взрослым и детям, она и послужила прообразом нашей матрёшки.
Почему так полюбили эту куклу? Потому что она
особенная. Разбирается на две части. Снимешь верхнюю и увидишь – внутри ещё
кукла. Такая же матрёшка, только поменьше, и тоже раскрывается. Раскроешь – и
увидишь такую же матрёшку, только ещё меньше, и она раскрывается.
Первая матрёшка была выточена игрушечным мастером
Звёздочкиным из города Сергиев Посад, теперь город Загорск, из дерева и
расписана художником С. Малютиным. Матрёшка состояла из восьми фигурок и
изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках. (Девочка
получилась розовощёкая, с льняными волосами и в простой крестьянской одежде) За
девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем – нибудь
отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завёрнутого в
пелёнки младенца. Так родился ясный, радостный образ крестьянских девушек,
покоряющий своей искренностью и красотой. Ну, ни дать ни взять – милая
деревенская Матрёна, имя в то время очень распространённое. Вот и прозвали
куклу – Матрёшка. В 1900 году началось массовое производство матрёшек. В том же
году впервые русские матрёшки появились на всемирной выставке в Париже, затем
на ежегодных Лейпцигских ярмарках, где расходились тысячами.
Мастера Сергиева Посада обыгрывали на матрёшках
целые сюжеты: девушки со снопами и серпами, персонажи бессмертной комедии
Гоголя «Ревизор», герои русских народных сказок… Разнообразие матрёшек было
довольно велико. По прейскуранту Сергиевской земской учебно – показательной
мастерской за 1911 год значится 21 вид матрёшек только по росписи, не считая
размеров и количества вкладышей (изготовляли матрёшек от 2 до 24). Как
исключение, в 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была сделана
48-местная матрёшка.
И сегодня русская матрёшка – желанная гостья в
каждом доме. География её местожительства давно охватила многие страны мира.
Стала она русским сувениром. Дарят её на память о нашей стране. Суть матрёшки
остаётся прежней во все времена –дружба да любовь, пожелание счастья и
благополучия.
В настоящее время наиболее распространены 3 вида
росписей матрёшек. Загорская, Семёновская, Полхов-Майданская. Хотя в разных
городах существует много разных других матрёшек.
Загорские матрёшки плотные, приземистые, верх
плавно переходит к утолщающемуся низу фигурок. Они более округлые. В
разноцветных передниках, в красных, синих, зелёных платках.
Семёновские матрёшки более стройные, вытянутые.
Колорит росписи сочетает цвета малиновый, лимонный, зелёный, фиолетовый.
Полушалки жёлто – красные. Края украшены ритмичной цепью небольших бутонов. Не
похожа она на загорскую и чертами лица, высоко поставленными глазами,
дугообразными бровями, ртом – «бантиком».
Мастера из
Полхов Майдана так стремятся украсить свою матрёшку, чтобы буйно цветущие ветки
цветов, ягод, листьев сплошным ковром закрывали всю переднюю часть сарафана. В
одежде преобладает малиновый и фиолетовый цвета на жёлтом фоне. На голове
полушалки с цветами.
Матрёшка ценна не только как милая игрушка. Её
можно использовать как средство всестороннего развития личности ребёнка.
Матрёшку используют на занятиях по социально-коммуникативному, речевому,
познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Знакомство
с историей возникновения игрушки, с народными промыслами, мастерами,
изготавливающими эти игрушки, географией путешествия матрёшки, местом
производства способствует социально-коммуникативному развитию ребёнка. Описывая
матрёшек, составляя рассказы и сказки о матрёшках, чтение стихов и потешек
способствуют речевому развитию. На познавательных занятиях матрёшку используют
при изучении количественного и порядкового счёта, усвоения понятий: высокий,
низкий, толстый, тонкий. Используя матрёшку в играх типа «Где спряталась
матрёшка?», «Найди матрёшку», дети усваивают пространственные отношения.
Сравнивая матрёшек, дети учатся проводить анализ, классифицировать, обобщать,
развивается логическое мышление. Отгадывание загадок о матрёшках развивает ум,
сообразительность, воображение и мышление, память. На занятиях по
художественно-эстетическому развитию используют матрёшку в играх и хороводах,
при изучении росписей и узоров, понятий о цветовой гамме, а также когда дети
сами расписывают шаблоны матрёшек, или слепленные ими самими фигурки игрушек.
Всё это способствует развитию творческих способностей детей. Кроме того
матрёшка является незаменимым персонажем в подвижных играх и развлечениях по
физическому развитию. Игры с этой игрушкой доставляют детям радость.
На основании всего вышеизложенного, смело можно
сказать, что матрёшка является тем предметом народной педагогики, которая
способствует всестороннему развитию личности.