Доступная среда

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Информация о специально оборудованных учебных кабинетах

В МАДОУ «Детский сад № 20 «Василек» г. Канаш имеются условия для организации коррекционного воспитательно-образовательного процесса для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

-        музыкальный зал

-        физкультурный зал

-        методический кабинет

-        кабинет педагога-психолога

-        сенсорная комната

-        кабинет учителя-логопеда

-        сенсорная комната

-        групповые помещения

-        прогулочные площадки

-        спортивная площадка

-        интерактивный кабинет

Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: педагог-психолог, учитель-логопед.

Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеются оборудованные кабинеты логопеда, кабинет психолога, сенсорная комната.

 

Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 

Кабинет психолога. Пространство кабинета психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта. Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, пространство кабинета разделено на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Кабинет психолога приспособлен для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, сосредоточен дидактический материал по коррекции психических процессов, художественная детская литература, наглядно-дидактические пособия и игры для работы с детьми, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, материалы консультаций для педагогов и родителей.

Кабинеты учителя-логопеда. В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Кабинет учителя-логопеда предназначен для проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми. Кабинет учителя- логопеда содержит: материалы и игры по темам, комплект зондов для постановки звуков, дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания, картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков, логопедические альбомы для обследования, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам, настольно-печатные дидактические игры, методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.

Музыкальный зал. Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В музыкальном зале для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются необходимые технические средства, включая мультимедийное оборудование с экраном, фортепиано, детские музыкальные инструменты, дидактические наглядные пособия и игры по развитию музыкальных способностей, атрибуты и костюмы для инсценировок, спектаклей. Подобрана фонотека музыкальных произведений, наборы иллюстраций к песням, портреты композиторов. Для самостоятельного творчества оборудованы музыкальные театрализованные уголки в группах.

Физкультурный зал оснащен необходимым спортивным инвентарем для проведения занятий с детьми, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: шведские стенки, детские тренажёры, спортивные комплексы, физкультурные пособия (обручи, мячи, гимнастические палки, кегли, кубики, скакалки и др.), маски для подвижных игр.

Сенсорная комната. Помещение оборудовано различными стимуляторами, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания, вестибулярные рецепторы Цель: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья воспитанников с помощью мультисенсорной среды. Задачи: профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок, создание положительного эмоционального состояния; облегчение состояния тревожности, нормализация нервного возбуждения; формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии; развитие позитивного общения детей, формирование восприятия цвета и звука; развитие внимания и оригинальности мышления.

Методический кабинет. В кабинете представлены в полном объеме программно - методическое обеспечение образовательного процесса, учебно-методический материал, аудио - и видеоматериалы, подписные издания по дошкольному образованию. Методический кабинет в детском саду – это центр сбора педагогической информации: нормативные документы; педагогическая литература; методическая литература; детская литература.

Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать прежде всего, как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатели получают практическую помощь в организации работы с детьми.

Групповые комнаты. В каждой группе для детей, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, оборудованы центры для самостоятельной двигательной активности, центры, оснащённые современным дидактическим материалом и пособиями как игровой, так и продуктивной направленности: музыкальной, театрализованной, физкультурно-оздоровительной, трудовой, что способствует ознакомлению детей с явлениями и предметами природы, окружающей жизни, развитию их речи, формированию поведенческих навыков и общению.

 

В МАДОУ библиотеки не имеется, библиотечный фонд размещен в методическом кабинете.

 

Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объекты спорта

Описание (оборудование)

Физкультурный зал

 

В зале проводятся физкультурные занятия. Также в зале проходят спортивные праздники и развлечения.

Для физкультурных занятий с детьми имеется разнообразное спортивное оборудование: гимнастические стенки и скамейки, спортивные маты, скакалки, обручи, спортивные модули, мячи разных размеров, атрибуты для проведения общеразвивающих упражнений (кегли, флажки, кубики, султанчики, ленты и др). Все это находится в специальных корзинах и шкафах, предназначенных для физкультурного оборудования. Весь инвентарь поддерживается в хорошем рабочем состоянии.

Физкультурный уголок в группах

Оборудование для ходьбы, бега, равновесия (коврик массажный), для прыжков (скакалка короткая), для катания, бросания, ловли (обруч большой, мяч для мини-баскетбола, мешочек с грузом большой, малый, кегли, кольцеброс), атрибуты к подвижным и спортивным играм

Игровая спортивная площадка

Используется для занятий физической культурой, проведения гимнастики, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице.

Площадка имеет песчаное покрытие, обрамленное дерном, установлены детский спортивный комплекс, стойку с волейбольным кольцом, дорожки «Змейка», дуги для подлезания и перешагивания, кольца для подтягивания, вертикальные мишени для метания, прыжковая яма, заполненная взрыхленным песком

Групповые участки с прогулочными верандами

 

Малые спортивные формы (спортивные стенки для лазания, оборудование для и развития равновесия), сюжетные игровые постройки для организации детской деятельности, соответствующие возрасту и росту воспитанников.

 

Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, используемые в МАДОУ для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. В МАДОУ имеются различные средства обучения:

-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)

-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)

-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).

-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).

-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.д.)

 

Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В образовательной организации обеспечен доступ в здание для инвалидов, имеется пандус для лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработан «Паспорт доступности».

Информация о специальных условиях питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

При организации детского питания МАДОУ «Детский сад №20 "Василек» г. Канаш руководствуется двухнедельным рационом питания (меню) для организации питания детей от 1 до 3 лет и с 3-х до 7 лет  реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования с 12 часовым пребыванием детей. Меню соответствует СанПиН, в ДОУ организовано 4-х разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин, с применением второго завтрака. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми с туберкулезной интоксикацией родительская плата не взимается.

Информация о специальных условиях охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Охрана и укрепление здоровья детей – одно из ведущих направлений деятельности МАДОУ. В ДОУ созданы необходимые условия, отвечающие медицинским и воспитательно-образовательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей, имеется современный медицинский блок, состоящий из кабинета для приёма детей, процедурного кабинета, изолятора.

Не остается без внимания педагогов и территория детского сада. Для развития эстетического вкуса и познавательной деятельности дошкольников разбиты клумбы, участки детского сада оснащены малыми архитектурными формами.

Такая организация предметной среды детского сада позволяет вести системную воспитательно-образовательную работу с детьми как на занятиях, праздниках и развлечениях, так и во время проведения прогулок, организовывать досуг семей воспитанников детского сада.

Созданная комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда в дошкольном учреждении соответствует нормативно-правовому статусу, реализуемым программам, эстетическим и гигиеническим требованиям. Все помещения и участки соответствуют СанПин, нормам и правилам антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности.

Создание здоровьесберегающей среды и формирование ценностей здорового образа жизни у детей является одним из приоритетных направлений деятельности коллектива учреждения. В ДОУ созданы оптимальные условия для организации систематической физкультурно-оздоровительной работы, способствующей охране и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, повышению их иммунитета (защитных сил организма). Обоснованный выбор и эффективное использование педагогических технологий оздоровительной направленности, а также активное внедрение в образовательный процесс мероприятий здоровьесберегающей программы «Здоровый ребенок», разработанной педагогическим коллективом ДОУ.

С целью приобретения воспитанниками опыта двигательной деятельности в ДОУ создана оптимальная предметно пространственная развивающая образовательная среда, включающая физкультурный зал, игровые и спортивную площадку на территории учреждения, физкультурные уголки в каждой возрастной группе; созданы необходимые условия для организации закаливающих мероприятий.

В группах ДОУ имеются информационные стенды, которые содержат памятки, советы врача по профилактике детских заболеваний. 

С целью становления ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) один раз в квартал проводятся дни здоровья. В эти дни двигательный режим насыщается музыкальными развлечениями, спортивными играми и упражнениями, соревнованиями. 

 

Информация о доступе к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования   инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья 

Для оптимизации образовательного процесса в детском саду имеются компьютеры с доступом в Интернет, мультимедийные проекторы и экраны, музыкальные центры. Действует официальный сайт МАДОУ «Детский сад №20 «Василек»" г. Канаш http://www.ds20-gkan.edu21.cap.ru/?t=eduid&eduid=11264. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Все компьютеры имеют доступ в Интернет, что дает возможность вести работу по внедрению в ДОУ электронного документооборота. В ДОУ созданы условия для повышения ИКТ- компетентности участников образовательного процесса: создан банк мультимедийных презентаций, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий. Грамотное использование информационных систем способствует повышению эффективности образовательной деятельности с детьми, интерактивному освещению работы детского сада при проведении родительских собраний, встреч с общественностью, партнёрами и коллегами.

 

Информация об электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Непосредственного доступа воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к электронным образовательным ресурсам не предусмотрено ООП, АООП ДОУ. В педагогическом процессе (в работе с детьми) используется мультимедийная установка для демонстрации учебно-тематических презентаций.

 

Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.

Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья имеются: оборудованный логопедический кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал.

Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Воспитанники с ОВЗ пользуются следующими техническими средствами коллективного и индивидуального пользования: музыкальный центр, интерактивная доска, телевизор, мультимедийный проектор, ноутбук, микрофон.

Для продуктивной и творческой деятельности детей и сотрудников ДОУ в образовательно-воспитательном процессе задействованы технического средства обучения: телевизор, мультимедийный проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, ноутбуки, принтеры.

Общежития и интерната для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не имеется.

 

Паспорт доступности.